01 Май 2020

Псалом Давиду
1 Не ревну́й лука́внующым, ниже́ зави́ди творя́щим беззако́ние.
2 Зане́ я́ко трава́ ско́ро и́зсшут, и я́ко зе́лие зла́ка ско́ро отпаду́т.
3 Упова́й на Го́спода и твори́ благосты́ню, и насели́ зе́млю, и упасе́шися в бога́тстве ея́.
4 Наслади́ся Го́сподеви, и даст ти проше́ния се́рдца Твоего́.
5 Откры́й ко Го́споду путь твой и упова́й на Него, и Той сотвори́т:
6 и изведе́т, я́ко свет, пра́вду твою́ и судьбу́ твою, я́ко полу́дне.
7 Повини́ся Го́сподеви и умоли́ Его. Не ревну́й спе́ющему в пути́ свое́м, челове́ку, творя́щему законопреступле́ние.
8 Преста́ни от гне́ва и оста́ви я́рость, не ревну́й е́же лука́вновати.
9 Зане́ лука́внующии потребя́тся, терпя́щии же Го́спода, ти́и насле́дят зе́млю.
10 И еще́ ма́ло, и не бу́дет гре́шника, и взы́щеши ме́сто его́, и не обря́щеши.
11 Кро́тцыи же насле́дят зе́млю и насладя́тся о мно́жестве ми́ра.

12 Назира́ет гре́шный пра́веднаго и поскреже́щет нань зубы́ свои́ми.
13 Госпо́дь же посмее́тся ему, зане́ прозира́ет, я́ко прии́дет день его.
14 Мечь извлеко́ша гре́шницы, напряго́ша лук свой, низложи́ти убо́га и ни́ща, закла́ти пра́выя се́рдцем..
15 Мечь их да вни́дет в се́рдца их, и лу́цы их да сокруша́тся.
16 Лу́чше ма́лое пра́веднику, па́че бога́тства гре́шных мно́га.
17 Зане́ мы́шцы гре́шных сокруша́тся, утвержда́ет же пра́ведныя Госпо́дь.
18 Весть Госпо́дь пути́ непоро́чных, и достоя́ние их в век бу́дет.
19 Не постыдя́тся во вре́мя лю́тое, и во днех гла́да насы́тятся, я́ко гре́шницы поги́бнут.
20 Врази́ же Госпо́дни, ку́пно просла́витися им и вознести́ся, исчеза́юще я́ко дым исчезо́ша.
21 Зае́млет гре́шный и не возврати́т, пра́ведный же ще́дрит и дае́т.
22 Яко благословя́щии Его насле́дят зе́млю, клену́щии же Его потребя́тся.
23 От Го́спода стопы́ челове́ку исправля́ются, и пути́ его восхо́щет зело́.
24 Егда́ паде́т, не разбие́тся, я́ко Госпо́дь подкрепля́ет ру́ку его́.
25 Юне́йший бых, и́бо состаре́хся, и не ви́дех пра́ведника оста́влена, ниже́ се́мени его́ прося́ща хле́бы.
26 Весь день ми́лует и взаи́м дае́т пра́ведный, и се́мя его во благослове́ние бу́дет.
27 Уклони́ся от зла и сотвори́ бла́го, и всели́ся в век ве́ка.
28 Яко Госпо́дь лю́бит суд и не оста́вит преподо́бных Свои́х, во век сохраня́тся. Беззако́нницы же изжену́тся, и се́мя нечести́вых потреби́тся.
29 Пра́ведницы же насле́дят зе́млю и вселя́тся в век ве́ка на ней.
30 Уста́ пра́веднаго поуча́тся прему́дрости, и язы́к его возглаго́лет суд.
31 Зако́н Бо́га его в се́рдце его́, и не за́пнутся стопы́ его.
32 Сматря́ет гре́шный пра́веднаго и и́щет е́же умертви́ти его́.
33 Госпо́дь же не оста́вит его́ в руку́ его, ниже́ осу́дит его, егда́ су́дит ему́.
34 Потерпи́ Го́спода и сохрани́ путь Его, и вознесе́т тя, е́же насле́дити зе́млю, внегда́ потребля́тися гре́шником у́зриши.
35 Ви́дех нечести́ваго превознося́щася и вы́сящася, я́ко ке́дры Лива́нския.
36 И ми́мо идо́х, и се не бе, и взыска́х его, и не обре́теся ме́сто его́.
37 Храни́ незло́бие и виждь правоту́, я́ко есть оста́нок челове́ку ми́рну.
38 Беззако́нницы же потребя́тся вку́пе: оста́нцы же нечести́вых потребя́тся.
39 Спасе́ние же пра́ведных от Го́спода, и Защи́титель их есть во вре́мя ско́рби.
40 И помо́жет им Госпо́дь, и изба́вит их, и и́змет их от гре́шник, и спасе́т их, я́ко упова́ша на Него́.

По надписанию еврейской, греческой и латинской (Вульгаты) Библии псалом принадлежит Давиду. Из указания Пс.36_25 ст. видно, что псалом написан Давидом уже в старости и представляет научение, предлагаемое им всякому человеку, для руководства в жизни. Это научение основано им на опыте и наблюдениях. В указании псалма на быструю гибель нечестивца, временно восторжествовавшего (Пс.36_35–36), но неожиданно скоро погибшего, можно видеть изображение судьбы Авессалома. Да и все содержание псалма не противоречит данному времени бегства Давида из Иерусалима, когда ему приходилось видеть быстрое усиление своих врагов и удрученное состояние окружавших его лиц. В воспоминание этого времени и написан псалом.

Псалом алфавитный.
Не гневайся, когда видишь благоденствие нечестивого, так как оно не прочно, как трава (1–2). Положись на Господа, и Он спасет тебя и наградит (3–6). Все богатство нечестивых и все их козни против праведных будут уничтожены Господом, праведные же – насаждены и поддержаны Им во время своего падения, они наследуют землю, с которой Господь уничтожит нечестивых (7–24). Господь любит правду и не оставит праведников. Как бы быстро ни возрастало могущество нечестивого, Господь сокрушит последнего (25–40).

Пс.36:1. Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие,
Пс.36:2. ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут.
«Не ревнуй» – не гневайся, не волнуйся при виде благоденствия нечестивого.

Пс.36:3. Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину.
«Живи на земле и храни истину» – стремись в продолжение земной жизни к следованию и хранению истины, так как в ней залог твоего благополучия.

Пс.36:4. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего.
«Утешайся Господом» – находи утешения в своей деятельности и жизни не во внешних успехах, а в согласии ее направления с указаниями Господа. Такое поведение заслужит награду от Бога: Он исполнит «желания сердца твоего».

Пс.36:5. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит,
Пс.36:6. и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень.
Кто вверит свою жизнь руководству Бога, того Господь за его правду и справедливость выведет на свет, т. е. наградит.

Пс.36:8. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло,
«Не ревнуй до того, чтобы делать зло» – не гневайся на успехи нечестивых до той степени, чтобы перейти к причинению им зла.

Пс.36:9. ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю.
Пс.36:10. Еще немного, и не станет нечестивого; посмотришь на его место, и нет его.
Пс.36:11. А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира.
«Уповающие же на Господа» то же, что и «кроткие» (Пс.36_11), так как упование на Бога есть покорность Его водительству, подчинение своей воли Его указаниям. Они «наследуют землю» – перифраз всего второзакония, в котором наследие Палестиной, как землей обетованной, Богом назначается только для людей нравственно заслуживающих награды от Бога, для праведников.

Пс.36:16. Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых,
Пс.36:17. ибо мышцы нечестивых сокрушатся, а праведников подкрепляет Господь.
Выражение 16 ст. объясняется содержанием 17. Так как нечестивые гибнут, их сила («мышцы») сокрушается Богом, то и приобретенное ими не может быть прочно, в каком бы количестве оно ни было собрано. Наоборот, то малое, что есть у праведных, не только не утрачивается, но постепенно увеличивается, так как Господь их «подкрепляет».

Пс.36:18. Господь знает дни непорочных, и достояние их пребудет вовек:
Под «достоянием …непорочных», как можно судить по контексту речи, разумеется их материальное благополучие. Оно «пребудет вовек» – указание на прочность этого блага: оно будет переходить из поколения в поколение, тогда как у нечестивых их блага отнимаются в одном роде.

Пс.36:21. Нечестивый берет взаймы и не отдает, а праведник милует и дает,
Отношение нечестивого к людям вообще отлично от отношений праведных. Нечестивый руководится не нравственными началами, а материальным расчетом. Для него смысл жизни в приобретении внешнего могущества и материального блага, а потому, когда он «берет взаймы, и не отдает», старается задержать или совсем не производить платежа, так как последний, по его пониманию, наносит ущерб его внешнему благу. Праведный же, наоборот, руководится нравственными обязательствами к людям и любовью, а потому снисходит к своим должникам («милует») и дает нуждающимся из своего достатка.

Пс.36:25. Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба:
Необходимость следования правде и жизни по закону Бога Давид оправдывает своими наблюдениями: он уже состарился «и не видал праведника оставленным», т. е. он не знает примера, когда бы праведник совсем оставлялся Господом, был бы Им отвергнут, хотя бы и приходилось ему в свою жизнь испытывать разные бедствия. Последние были только временными, но никогда, по наблюдению Давида, решительными и заключительными положениями жизни праведника.

Пс.36:27. Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек:
Пс.36:28. ибо Господь любит правду и не оставляет святых Своих; вовек сохранятся они; [а беззаконные будут извержены] и потомство нечестивых истребится.
«Жизнь вовек» зависит от уклонения от зла и делания добра, так как «Господь любит правду и не оставляет святых Своих; во век сохранятся они». Под жизнью вовек здесь можно разуметь вечную жизнь за гробом в близости и единении с Богом. Давид, как и все псалмопевцы и, вообще, писатели Ветхого Завета считали смерть тела неизбежным концом существования человека на земле, поэтому буквальное понимание выражения «жизнь вовек», в смысле вечной физической жизни на земле, не может быть допустимо в данном месте. Господь вечен, Он любит правду и праведников не оставляет; когда последний умирает на земле телом, он все-таки не оставляется Богом, так как Господь близко стоит к его душе, т. е. праведник по смерти находится в вечной близости к Богу. Данное место псалма одно из немногих в Псалтири, раскрывающих черты загробного существования праведников.

Пс.36:29. Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек.
Здесь Давид опять переходит к изображению ранее высказанного в 10–12 ст. и 18.

Пс.36:37. Наблюдай за непорочным и смотри на праведного, ибо будущность такого человека есть мир;
«Наблюдай за непорочным и смотри на праведного» – поучайся из наблюдения над их поведением и судьбою тому, как тебе поступать. «Будущность праведного есть мир» – указание общее, или в смысле благополучия в земной жизни (см. 25 ст.) или загробной (см. 27–28).

Профессор Александр Павлович Лопухин

Комментарии закрыты.