05 Мар 2022

voo7KKIKFXw
7 марта 2022 года начинается многодневный пост, называемый Великим в знак особой важности его установления. Служит он приготовлением к главному христианскому празднику – Воскресению Христову или Пасхе и состоит из сорокадневного поста Четыредесятницы (в память поста Иисуса Христа) и поста Страстной недели (в воспоминание Христовых страданий).

Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью и торжественностью богослужений. Облачения священнослужителей в этот период черные или темно-лиловые, службы длиннее, чем обычно с преобладанием земных поклонов и строгих распевов.

В первые четыре дня поста в храмах читается Великий покаянный канон святого Андрея Критского – покаянный плач о грехе, совершенном со времен сотворения мира, позволяющий нам увидеть свои недостатки и с Божьей помощью их исправить. Это невероятно важный момент в жизни любого православного христианина, поэтому по возможности побывать на этой службе старается каждый.

Посетить Великий покаянный канон святого Андрея Критского в храме прпп. Кирилла и Марии Радонежских в Марьино можно будет в понедельник, вторник, среду и четверг (7-10 марта). Начало Великого Повечерия с чтением канона в 18.00.

Великий канон Андрея Критского – выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста.

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей.

Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его последователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.

Главная цель творческого порыва святителя Андрея и авторов, впоследствии дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

В конце первой седмицы в храмах проводится освящение колива, т.е. вареной пшеницы с медом в память великомученика Феодора Тирона.

В храме прпп. Кирилла и Марии Радонежских освящение колива будет происходить в пятницу (11 марта) сразу после Литургии Преждеосвященных Даров, которая традиционно начнется в 8.00.

Литургия Преждеосвященных Даров традиционно совершается по средам и пятницам первые 6 недель и четверг 5-ой недели Великого поста, а также первые 3 дня Страстной недели. Состоит она из Вечерни и Литургии верных. Главная ее особенность состоит в том, что на ней не совершается Таинство Евхаристии, а верующие причащаются Преждеосвященными Дарами, т.е. освященными на предыдущей Литургии. Ее установление восходит к первым векам христианства, дабы не лишать христиан регулярного причащения Тела и Крови Господа в период Святой Четыредесятницы, когда было принято совершать священнодействия полной Литургии исключительно по субботам и воскресениям.

Первое воскресенье Великого поста (13 марта) называется «Торжество Православия» в знак окончательной победы над еретиками-иконопоборниками, отвергающими священные изображения, и называющими их идолами, а, соответственно, почитание икон – идолопоклонством.

Божественная Литургия в храме прпп. Кирилла и Марии Радонежских в этот день начнется также в 8.00. Кроме того, в этот день в 16.00 состоится особая служба – Пассия с чтением Евангелия от ап. Матфея.

Пассия – неуставное богослужебное последование, сосредоточенное на Страданиях Христа, совершаемое в некоторых храмах исключительно Великим постом. Является самой поздней по возникновению православной службой, составленной в середине XVII в. митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Последование Пассии бывает 4 раза в год (по числу евангелистов): во второе, третье, четвертое и пятое воскресенья (или пятницы) Великого Поста. Служится в вечернее время. За каждой Пассией прочитываются евангельские повествования о Страданиях (Страстях) Христовых, по 2 главы каждого Евангелия: на первой – (Мф.26; Мф.27), на второй – (Мк.14; Мк.15), на третьей – (Лк.22; Лк.23), на четвертой – (Ин.18; Ин.19). По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами в руках. В конце богослужения все верующие с благоговением подходят поклониться перед Распятием – Крестом Христовым – который на Пассии выносится на середину храма.

Во второе воскресение Великого поста совершается память святителя Григория Паламы, жившего в XIV в. и особо яростно раскрывающего православное учение о силе поста и молитвы.

В этот день (20 марта) в храме прпп. Кирилла и Марии Радонежских в 16.00 будет читаться Евангелие от ап. Марка.

Накануне третьего воскресенья за Всенощным бдением (26 марта) на середину храма выносится Святой Крест в память о страданиях и смерти Господа нашего Иисуса Христа, дабы укрепить постящихся к продолжению своего посильного подвига. Ввиду того, что Святой Крест остается в храме для почитания на протяжении всей недели вплоть до пятницы, третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными.

27 марта в храме прпп. Кирилла и Марии Радонежских помимо утреннего богослужения будет также отслужена Пассия с чтением Евангелия от ап. Луки, которая начнется в 16.00.

По материалам цикла книг «Путеводитель по Великому посту»
Издательства «Неугасимая лампада»

Комментарии закрыты.